Орф-педагогика – это воспитание и обучение через искусство и творчество, основанное на связи музыки, движения и речи. Эта креативная педагогика позволяет развивать не только музыкально-двигательные способности детей (петь, лучше чувствовать своё тело, танцевать, играть на инструментах), но и полноценно развивать личность ребёнка, раскрывать внутренний потенциал. 

Классическое орф-занятие – это движение и музицирование на орф-инструментах. В настоящее время Орф-подход используется во всём мире для обучения людей в естественной и непринуждённой обстановке, начиная от детей грудного возраста до преклонных лет. Эти занятия затрагивают многие аспекты психического развития. Детям с различными отклонениями эти занятия могут помочь в развитии речи, коммуникативных способностей, внимания, концентрации, мелкой и крупной моторики. А самое важное, что урок строится “здесь и сейчас”, в зависимости от индивидуальных потребностей детей, от эмоционального состояния. 

Кто такой Орф? 
Карл Орф (1895-1982) – немецкий композитор и педагог, основатель данного подхода. Он известен по сценической кантате «Carmina Burana» (1937). Композитор ввел термин «элементарное музицирование», то есть процесс, состоящий из нескольких элементов: пение, импровизация, движение и игра на инструментах. Карл Орф разработал детские песенки, пьесы и упражнения (“Орф-Шульверк”). 

Каковы задачи орф-уроков? 
Научиться играть и петь, лучше осознавать свое тело (лучше им управлять), понять определенные закономерности музыки, тренироваться в концентрации внимания, улучшать память, ориентироваться в пространстве и времени, учиться абстрактно мыслить и узнавать разные эмоции, общаться с другими детьми. Знакомиться с различными культурами через музыку и движение. 

Из чего состоит урок? 
– движение и танец (традиционный и художественный. Активные упражнения подготавливают детей к спонтанным двигательным выражениям, учат изображать настроения и звуки с помощью элементарных движений. ПРОЖИВАНИЕ МУЗЫКИ ЧЕРЕЗ ДВИЖЕНИЕ); 
– звучащие жесты (хлопки, щелчки, шлепки и др.); 
– пение, с использованием лучших образцов народной культуры; 
– речевые упражнения (развивают у ребенка чувство ритма, способствуют формированию правильной артикуляции, показывают разнообразие динамических оттенков и темпов. Орф-подход переводит наше внимание со смысла слов на музыкальность и красочность их звучания. На уроке используются три варианта речевого текста: на родном языке, на языках других культур, на выдуманном языке); 
– поэтическое музицирование (это помогает детям ощутить гармоничное звучание поэзии и музыки);
– игра на музыкальных инструментах (дети учатся взаимодействовать между собой и легко развивают чувство ансамбля);
– театр (для того, чтобы объединить воедино все перечисленное ранее: воздействие музыки, движения, танца, речи и художественного образа в изобразительной игре). 

Какие инструменты используются на орф-уроке? 
– барабаны и ударные инструменты (джембе, маракас, пандейра, деревянная коробочка, реко-реко); 
– ксилофоны; 
– звучащие жесты (body percussion) – это техника ритмической игры на собственном теле: хлопки, щелчки, притопы; 
– в качестве музыкальных инструментов используются шары, ленты, ткани, палочки, стаканы, веревки и т.п. – практически любые предметы. 

Каковы принципы орф-обучения? 
1. Обучение нужно для развития. 
2. Движение, звук, речь, пение вначале неразделимо связаны и только потом очень постепенно разделяются. 
3. Процесс важнее результата. 
4. Практика важнее теории (нот). 

Значит ли это, что Орф-подход противоречит академическому? 
Нет. Просто академический подход рассчитан на взрослых, сознательных и замотивированных детей. А с малышами крайне редко не работает. Орф-уроки дополняют академическое образование, либо предваряют его, готовят к нему. Податливый материал для занятий побуждает детей фантазировать, сочинять и импровизировать. Таким образом, на музыкальных занятиях достигается цель развития творческого начала ребенка. 
На музыкальных занятиях с Орф-подходом создается атмосфера игрового общения, где каждый ребенок наравне с взрослым может проявить свою индивидуальность. Единая структура занятий помогает детям хорошо ориентироваться в новом материале, творить, создавать образы и радоваться успехам. Малыши учатся общаться со сверстниками, у них повышается психическая активность, развивается эмоциональная сфера.